Масленица. Традиции празднования.

Масленица. Традиции празднования.

Масленица - праздник, который символизирует прощание с зимой и встречу весны. Традиционно в Украине Масленицу празднуют целую неделю, эта неделя носит название сырной или мясопустной, что связано с блюдами, которые готовятся в течение этого периода.

Корни Масленицы походят от старинного языческого праздника проводов зимы, сохранившегося и после принятия христианства. Главным блюдом на Масленицу являются, как известно, блины, которые пекут каждый день, начиная с понедельника. Также Масленица известна всенародным застольем: это танцы, пение, катание с горок, на санях, сооружение масляного чучела, костры и т.д.. Продолжаются праздноваия неделю. В 2014 году Масленица приходится на 24 февраля.

Основной обрядовым кушаньем Масленицы были вареники с творогом с маслом или сметаной. Готовили также гречневые блины, заправленные жиром. Ими угощали течение всей недели. Достаточно популярными среди крестьян были, так называемые "сколотыны от масла". «Пусть будет, - говорили в таких случаях, - и маслянка, абы щоранку».

Масленица считалась женским праздником, хотя участие в нем могли принимать и мужчины. Но они должны были за это заплатить деньгами или водкой.
Каждый день масленичной недели имеет свое название и ритуалы. Праздничная неделя делится на два периода: с понедельника по среду - Узкая Масленица, а с четверга по воскресенье - Широкая Масленица. Узкая Масленица еще позволяет хозяйственную работу, а вот в Широкую Масленицу работать уже нельзя: ни шить, ни стирать, ни убирать.

Понедельник - встреча. В первый день Масленицы сооружается чучело Зимы и ставится на главной площади. Хозяйки начинают печь блины, первым из которых угощают бедного и убогого человека, чтобы он помянул умерших родственников. В гости друг к другу приходят сваты.

Вторник - заигрывание. Во вторник люди тоже ходят в гости на блины, гуляют на ярмарках, катаются на санях. Кроме того, это день осмотра невест и сватовства, с тем чтобы после Великого поста сыграть свадьбу. Во вторник женщины снова собирались в трактир, совершали всевозможные забавы, ставили сценки.

Среда - лакомка. Тещи приглашают зятьев и других гостей полакомиться своими блинами, проявить любовь и уважение к зятьям. Среду в мясопустную неделю называли «Знобы-бабы».

Четверг - разгуляй. С этого дня начинается Широкая Масленица, когда нельзя работать, зато можно гулять и веселиться. Устраиваются веселые народные гуляния с развлечениями: катание на санях, бои, танцы, песни, прыжки через костер. И все сопровождается угощениями с блинами и варениками, сметаной и маслом.
В переломный, или широкий, четверг женщины, собравшись в общество, поднимали тосты за то, «чтобы телята водились» и не пытались в этот день прясть, «чтобы масло не горчило».

Пятница - тещины вечерки. День ответного визита тещи и родственников к своим зятьям на блины. Задача зятя в этот день - показать свою приверженность и уважение к теще.
Правда, если парень женился осенью, то следовало привести к себе женину мать на второй день Рождества - это при условии, что теща была вежливой и уважаемой. Когда же она была сварливой и неприветливой, - на третий день.
Зато, если свадьбу сыграли после Рождества, тогда приглашение приходились на Масленичную пятницу.
Хорошо снабдив повоз, зять с большими почестями сажал тещу в сани, пригласив и других членов ее семьи, и гордо вез селом.
Если же он имел на нее зуб, то выбирал плохую бугристую дорогу, чтобы сани перевернулись ..
За праздничным столом он произносил различные пожелания, преимущественно шуточного характера:
- Пейте, люди, по полной рюмке, чтобы у моей тещи горло не пересохло! - Намекая на то, что она слишком сварливая.

Суббота - посиделки с золовками. В субботу невестки традиционно зовут к себе в гости золовок, т.е. сестер мужа, угощают их блинами и дарят подарки.

Но самое интересное происходило в последний день Масленицы - сыропустное воскресенье, Черное воскресенье. В разных регионах были свои обряды и действа. Воскресенье - проводы Масленицы, а также Прощеное воскресенье. В последний день Масленицы прощаются с зимой и сжигают чучело с остатками праздничной пищи, а пепел развеивают полем. Этот ритуал сопровождается массовыми гуляниями и театрализованными сценками. После вечернего церковного богослужения люди просят друг у друга прощения за причиненные неприятности и возможные обиды, чтобы вступить в Великий пост с миром в душе. Также в этот день поминают усопших родственников.

Вот как это происходило когда-то на Бойковщине. Известный исследователь этого края Г. Демьян в 1979 зафиксировал в селе Долгом Дрогобычского района Львовской такое воспоминание:
«Люде бавлятся, всьо п'ют, гостятся, бо завтра вже піст, вже не можна. Той піст, Великий піст буде тривати сім неділь. На сему неділю Великдень. Вже тоді всьо, піст кінчається. А на пущення забави роб'ят, що вже тоти всі ся сходять там, сусіди й роблят гостину. Вимивают завтра всю посуду від того масного: вже піст буде. Вже будут варити киселицю. Вже будут варити біб, оливки з фасолев, хто має, а хто не має, то грушки з фасолев та яблука. Пісне будут варити всьо».

На Полтавщине, по словам М. Маркевич, в воскресенье соседи и родственники обходили друг друга и просили прощения за обиды. Считалось, что именно в этот день должен состояться Страшный суд, а потому следовало «помириться с теми, кто в этом мире». Особо богомольные люди не выходили на улицу, не употребляли водки и вспоминали сколько ими заработано грехов в течение жизни.

На Слободской Украине мужчины не ложились спать с женами, «чтобы волк поросят не съел».

Так, заглянув утром к соседям или родственникам, предлагали такую ​​мировую:
- Прости меня! - Низко поклонившись, обращался сосед к соседу.
- Бог простит, - отвечал хозяин или хозяйка.
- И второй раз прости!
- Бог простит ...
- В третий раз прости!
- Бог простит!

После этих диалогов, не распространяющихся только на детей, люди целовались, а если и нет, то все же считали, что все прошлые обиды теряли свою греховную суть.

Эти обычаи исчерпывали различные конфликты между людьми, недаром мудрая народная пословица гласит: «Не вечно же носить камень за пазухой».

Во время Масленицы готовили в основном вареники с сыром. Но особенно этой традиции придерживались в воскресенье, а потому говорили:«Вареники доведуть, що й хліба не дадуть».

Вечером же устраивали интересный обряд «полоскания зубов». По этому поводу Брокгауз и Ефрон в своем знаменитом энциклопедическом словаре ввели интересное объяснение:
«В Малороссии Масленица заканчивается полосканием зубов, так как существует поверье, будто черти каждую ночь понемногу могут воровать сыр, который остался между зубами, пока сами всего не вытянут с зубами ...»
В каждом регионе обряд этот имел свои отличия. В воскресенье вечером, когда уже заканчивалось празднование, следовало вычистить из зубов остатки сыра. Если его завязать в тряпочку и носить под правой мышкой аж до Пасхальной всенощной, то, как считают пожилые люди, можно увидеть в церкви всех сельских ведьм.
В другом варианте утверждается: для того, чтобы узреть ведьму или домового, необходимо в воскресенье вечером выковырять из последнего вареника сыр, положить его в тряпку и всю ночь держать во рту, а в Чистый понедельник отнести в церковь. При этом «провидец» должен стоять во время службы на одном месте и не шевелиться. После службы, уже дома, спрятать узелок в кошелек с деньгами и хранить до Пасхи. На всенощной, как перепоют «Христос воскрес ...», непременно подойдет какая-нибудь из женщин - считайте, что она и есть ведьма ...

У незамужних девушек были свои особые развлечения. Припрятанные с понедельника косточки от холодца выносили на улицу и бросали от порога до ворот. Если долетали, то девушка будет здорова в течение года, а когда перелетал через ворота - непременно выйдет замуж.

У крестьян в этот день традиционно предсказывалась погода. Считалось:
Какое сырное Воскресенье, такая и Пасха.
Если солнце восходит утром, то и ранней окажется весна ...

Различными забавами и обрядами и завершался последний день Масленицы. Люди готовились к самому длинному и суровому Великому посту, а потому говорили: «Масленица, Масленица, какая ты была, - если бы тебя семь недель, а поста одна». Но что поделать, ведь как утверждает другой крылатый афоризм: «Не все коту Масленица».